Бедный художник

11:25

Сколько раз вы слышали о "бедном художнике"? Откуда пошел этот образ и почему он живет  в сознании многих людей до сих пор? Нужно ли с этим бороться и как?    

 
"The Poor Poet"  Carl Spitzweg 


  Этот образ в России появляется в рассказе Гоголя "Портрет". Герой Чертков, бедный художник, еле сводит концы с концами, не имея средств даже платить за жилье. Однажды, на последние деньги, он покупает портрет старика и приносит его домой, а на утро из под рамы выпадает 1000 червонцев. Первое желание Черткова - накупить красок и начать работать, но затем он все же решает снять роскошную квартиру на Невском проспекте, богато одевается и дает объявление в газету о своих услугах. К нему начинают приходить за портретами и он быстро становится известным, хотя все его работы лишь копируют друг друга. Он становится богат, а многие, знавшие его раньше, не понимают, куда же делся его талант? Позже герой все-таки понимает, как далеко то, что он делает от настоящего искусства, как сильно он отстал в своем мастерстве, перестав учиться и развиваться. В конце концов его одолевает зависть и он сходит с ума. 
Кукрыниксы – Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя “Портрет”.

  На самом деле, русские художники XIX века получали неплохие деньги за свою работу. К тому же, стоимость красок и материалов была копеечная и их хватало на долго.  Обладая должным уровнем технического мастерства, можно было хорошо существовать за счет частных заказов, в основном - на портреты. Люди, которые заказывали такую работу, имели возможность щедро оплачивать труд художника.
  В середине 19 века эта тема получила широкое распространение благодаря Анри Мюрже и его книге  "Сцены из жизни богемы" (1851 г.), послужившей основой для оперы Дж. Пуччини "Богема" (1869 г.). Группа бедных молодых людей живет в богемном квартале Парижа, занимается творчеством, полностью отдаваясь искусству, не стесняя себя никакими рамками. 
В книге ярко обрисовывается проблема выбора между материальным или духовным. Молодые люди, не смотря на нищету, раз и навсегда делают выбор в пользу искусства, тем самым прочно закрепляя представление о том, что благоприятных условий для художника быть не может. 
  После выхода книги в свет, такой образ жизни становится очень популярным среди многих молодых людей. Художники начинают оправдывать бедность занятием творчеством. Автор, можно сказать, черпал историю из своей биографии. Будучи выходцем из рабочей семьи, он долгое время и с большим трудом пытался существовать за счет того, что он пишет и лишь спустя какое-то время его замечают. 

Stage design for act 1 of La bohème

   Нужно понимать, что образ "голодающего" художника, прежде всего, создан. Человек жертвует материальными благами во имя высшей цели - искусства. "Низменные" потребности, вроде еды, одежды и предметов интерьера - все это ему не нужно, потому что у него есть великая цель... К тому же, талант у многих ассоциируется с чем-то недоступным для большинства, хотя доказано, что творчество может проявляться даже в мытье посуды. Отсюда возникает некая каста "избранных", которые живут иными целями, не забивая свою голову мелочами повседневности. 
  Постепенно начали считать, что "настоящее" искусство невозможно на сытый желудок и в хороших условиях. Именно ограничения и недостаток помогают родиться на свет тому или иному произведению искусства. Это своего рода жертва, которую художники приносят своей музе, космосу или всему миру в целом. Здесь существует две грани. Первая связана с заблуждением о том, что только несчастье дает эмоциональный импульс для творчества и вдохновения. Импульсы же, бывают не только отрицательными, но и положительными. Например, вы продали свою картину, у вас повысился уровень самооценки, вы купили что-то, что давно хотели или отправились в путешествие. Разве вам не захочется создать еще что-то? 
Хорошие условия для работы только повышают продуктивность и дают стимул для любого рода деятельности. Вторая же грань заключается в том, что у окруженного пустотой и сыростью художника просто не остается ничего, кроме его творчества. Поэтому он творит сполна, отдавая всего себя и очень быстро "сгорает".  Все это, конечно же, подкреплялось примерами из реальной жизни бедных художников, музыкантов, писателей и фотографов. 
  Постепенно, мы с вами стали жертвами заблуждения, которое продолжает до сих пор диктовать условия жизни и работы для многих художников во всем мире.

Эдвард Мунк "За обеденным столом". 

На всем этом можно было бы поставить жирную точку, обвинив окружающих в некомпетентности, если бы во всей этой ситуации мы не были бы виноваты в равной степени.  
   О том, что в нашей стране (в Европе и в Америке с этим ситуация, конечно же, лучше) оплачивать творческий труд не привыкли, знают не понаслышке. Особенно те, кто этим творчеством занимается. Рынок работников арт-сферы перегружен. Дизайнеров, фотографов и иллюстраторов - миллион, между ними постоянно идет жесткая конкуренция. Именно в этих условиях родился феномен работы за портфолио. Чтобы стать хорошим профессионалом в своем деле, нужна практика и готовый результат, который можно показать потенциальному заказчику. Мало кто доверит вам хороший и высокооплачиваемый проект, если опыта у вас немного, зато с удовольствием предложат поработать бесплатно. Вам, собственно, практика, а заказчику - работа, за которую не нужно платить. Объясняется все тем, что вы, не имея громкого имени в этой индустрии, можете сделать все не так, напортачить и вообще не реализовать задуманного. Якобы, заказчики так себя страхуют от неудовлетворительного результата. Но, согласитесь, что даже начинающий фотограф или оператор может выполнить заказ не хуже именитого мастера. Но почему-то "страховать" вас от неоплаченного труда никто не собирается. 
   Считают, что работу за потенциальных клиентов можно не оплачивать. Мол, это уже и так большая привилегия. Все увидят, какую замечательную работу вы выполнили для кого-то и прибегут к вам с заказами, но на деле - прибегут тоже предложить работать за бесплатно. Это замкнутый круг, где вас вечно будут эксплуатировать как художника, который работает "просто так за еду".  
   Не факт, что ваша благотворительность во имя будущего, даст хоть какие-то плоды. Заказчик может даже и не собирается пиарить это или его потребительскому сегменту вы, как творческая единица, вообще не важны. Например, вряд ли, если вы просто любите шоколад, то будете интересоваться, кто сделал такой красивый дизайн фантика или снял рекламу. Случится, не случится - вы в любом случае должны получать оплату за хорошо выполненную работу. Гадать, как она скажется на вашем будущем, можно долго, но существовать в этом мире вам необходимо в реальном времени. 
Ван Гог "Спальня в Арле".

   Самое мое любимое, это когда тебе гарантируют уйму подписчиков, поклонников и заказчиков после работы с кем-то. Особенно это очень любят музыканты. Особенно, те, которые размахивают количеством своих поклонниц в социальных сетях и вообще обещают, что через годик/два они станут настолько известными, что будет большой честью делать им обложки. При этом, насколько мне известно, ни одна студия не записывает альбомы на условиях, что "это потом станет клевым" (ну, или в очень очень редких случаях). Чем ваша работа, которая фактически формирует образ альбома группы, хуже? Это все такая ерунда, что даже расписывать про это не хочется. Ладно, вам нравится какая-то группа, для вас просто честь сделать с ними коллаборацию "просто так" (хотя, до сих пор не понимаю, как группам от 2 до бесконечности человек не найти возможности хоть как-то и чем-то отблагодарить человека). Все эти обещания безумного количества новых подписчиков могут сработать, если вы делаете обложку какой-то  супер мега группе, билет на концерт которой стоит больше, чем ваш недельный заработок. При этом, эта самая супер-пупер группа постоянно везде пишет, что вот обложку нам сделал такой-то Вася, посмотрите его работы. Но опять же, это абсолютный бред, когда артист такого уровня не может оплатить ваш труд. Давайте признаемся, что просто не хочет. Что просто считает, что раз он/она/они такие крутые, то все будут бесплатно бегать во круг них до конца жизни. Это очень  наглая и возмутительная черта многих заказчиков, с которой не просто нужно, а необходимо бороться словом "нет". До тех пор, пока будут находится "толковые" люди, готовые работать просто так, мы никогда не сможем перевоспитать общество и убедить их ценить любой труд. Творчество - такая же работа, порой - даже намного сложнее, чем та, где есть инструкция, порядок обязанностей и график. Творческий человек работает со стихией, которую сложно подхватить, призвать, организовать или воссоздать. У него нет по-шаговой инструкции для того, чтобы сделать фотографию или нарисовать картину. 
   Самое тяжелое - это работа со знакомыми. Мы соглашаемся, потому что не хотим обидеть человека и вообще он нам симпатичен, но при этом у нас куча своей работы и пустой холодильник. Вместо того, чтобы продолжить работу над собственным проектом, потенциально приносящим доход, мы откладываем его в сторону и работаем "просто так", потому что кто-то попросил. Помогать людям это, вообще-то, прекрасно, но если вы соглашаетесь помочь кому-то, то почему этот кто-то не считает нужным помочь вам, оплатив ваш труд? В любом случае, та работа, которую вы выполняете, ложится в основу какого-то проекта, за который ваш заказчик рассчитывает получить или получать доход, не так ли? Самый простой пример опять из области музыки -  попросить у фотографа снимок на обложку альбома. Многие действительно считают, что какой смысл оплачивать фотографию, которая уже сделана? Ведь фотографу уже не нужно ничего делать. Многие музыканты вообще открыто демонстрируют, что они, таким образом, дают твоей фотографии уникальный шанс быть увиденной, иначе бы она во веки веков пылилась без дела. А затем группа начинает продавать свои диски, винил, кассеты, зарабатывать себе на хлеб, булку, штаны и новую запись, а ты, как идиот, даже пленку не можешь себе купить.
   Все это довольно болезненно связано так же с продажей картин и фотографий. 
   Начиная с античности, богатые  окружали себя предметами роскоши. Отсюда до сих пор тянется миф о том, что произведения искусства - привилегия только высших слоев сословия. 
Именно это работает на современное отношение человека, например, среднего класса, что живопись, скульптура и фотография ему в интерьере ни к чему. Это удел богатых. В их сословии ничего не изменилось: они продолжают скупать предметы "роскоши" и искусства, чтобы подчеркнуть свой социальный статус. Правда, вот какая интересная вещь. Не всегда "обеспеченность" гарантирует образованность. Почему так происходит - отдельная тема для разговора, но думаю многие замечали, насколько "страдает" культурный уровень у некоторых обладателей дорогих машин и н-нного количества домов (прошу заметить, что это отнюдь не абсолютная истина). Но получается, что человек среднего достатка может разбираться в искусстве лучше чем тот, у кого есть возможность объездить все музеи мира и купить себе парочку оригиналов. Мы относимся к предметам искусства, как к роскоши, нежели стремимся показать свою образованность и разборчивый вкус. Благодаря штампованным картинам из икеи, люди просто заполняют пространство стены над диваном, кроватью или в кухне, вместо того, чтобы окружать себя тем, что вдохновляет, волнует и приносит эстетическое наслаждение. Ведь помимо пищи, необходимой человеку для нормального функционирования, существует понятие духовной пищи, которая тоже имеет свою ценность и отвечает за наши эстетические потребности. Я много раз попадала в  узкие комнатки коммунальных квартир, стены которых были завешаны репродукциями, картинами и фотографиями друзей, в то время как не было самого необходимого: кровати, стола или стиральной машины. И эти люди окружали себя всем этим не для того, чтобы восполнить отсутствие материальной роскоши, а чтобы изо дня в день воспитывать в себе эмоции, вкус и вдохновляться на собственную работу. Похоже, что многие находят в этом неотъемлемую часть существования. 
  Все "стереотипы" о несчастной жизни художника, к сожалению, беспощадно бьют  по ним и мешают нормально развиваться и жить, потому что общество привыкает видеть и оценивать их труд по-другому. Мол, творчество, это даже и не труд. Вот завод - да, продавщица - да, а то что ты там рисуешь или фотографируешь, дак это каждый дурак может. Бороться с этим можно единственным способом - не принимая этих правил игры. Творческий человек должен начать учиться ценить свой труд и свое время. Любая работа должна быть оплачена, если она выполнена добросовестно. Можно даже не пытаться продавать живопись и фотографии, заранее предполагая, что это никому не нужно, не продается, но только поступая иначе можно что-то изменить и показать обществу, что покупать фотографии - нормальная практика для самого обычного человека.  Сейчас 15 летняя инстаграм-блогерша получает приличную сумму за каждый свой снимок на айфон, а многие действительно талантливые художники до сих пор не могут брать деньги за свой уникальный профессиональный труд. Только тогда, когда большинство творческих людей научиттся открыто демонстрировать свои "правила", мы сможем очутиться в мире, где художники перестанут жить хуже, чем самый обычный официант. На этом все. 



You Might Also Like

0 коммент.

Flickr

create with flickr badge.

Обратная связь

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

Subscribe