Как принять свое творчество?

01:43

Сегодня написано множество книг и существует огромное количестве тренингов, помогающих выйти из творческого кризиса, но ни один из них не работал для меня должным образом, пока я не попыталась понять и осознать то, что я делаю. Это статья о том, как я искала и до сих пор ищу выход из трудного положения, здесь описаны примеры из моей практики, но возможно кто-то откроет в них что-то и для себя, потому что суть, как мне кажется, всегда остается одна - доверять своему внутреннему голосу.



Каждый, кто как либо связан с творчеством, знаком и с творческим кризисом. У кого-то это время длится месяц, у кого-то неделю, а для кого-то растягивается на много лет, приводит к депрессии и регулярному плохому настроению. Одни неудачи сменяют другие, а то, что приносило радость, вдруг исчезает.


Я никогда не думала о кризисе, пока он меня не настиг. Первый случился тогда, когда я начала искать свое видение. Мне не нравилось то, что я снимаю, я не видела в этом смысла, но так же не могла для себя определить, куда двигаться. Это были долгие месяцы безрезультатного ношения камеры на шее, посиделок в кафе и пустого времяпровождения. Я перестала видеть вообще. Если раньше мне удавалось снять красивый натюрморт или поймать момент, то тогда я перестала что либо замечать: все слилось в одну серую массу. Ситуация изменилась, когда я, более или менее, определила направление своего развития. Это оказались кардинальные перемены, изменившие всю мою жизнь.
 Но потом на меня свалился новый “кризис”. Если раньше я погружалась в новый, еще не изведанный мне мир, легко, искала места и людей, чтобы развивать свой навык, то потом оказалась в ситуации, что как будто бы достигла своего потолка и больше ничего никогда не сниму. Я смотрела на “прошлую” я с завистью, считая, что вот у нее все кадры рождались легко и сами по себе.
 Я не сразу поняла, что происходит. У меня всегда был свой четкий “контроль качества”. Для меня все мои усилия были не зря, если на пленке был хотя бы один “стоящий кадр”. Не важно, что на другие я могла убить больше времени или посвятить больше себя, мне важен был результат. Один из 36 меня более чем устраивал и я спокойно начинала снимать новую катушку. И вот я начинаю получать из лаборатории пленки и видеть, что мне не нравится ничего. Точнее нет, что-то мне симпатично, что-то вроде бы и окей, но понять свое отношение я не могу. Таких пленок становится больше и тут я четко для себя определяю, что я “сдулась”. Куда-то делось то, что меня вдохновляло, что рождало кадры на пленке, что теперь я просто по привычке жду этого заветного одного кадра, но его нет. Я стала пытаться понять, в чем же дело. Ниже я напишу, как начала работать с этим, бороться, с чем столкнулась и, возможно, на моем примере, многие смогут открыть что-то для себя.
БОЛЬШЕ - ЛУЧШЕ.
  Я всегда была уверена, что снимаю слишком мало и слишком медленно. Один кадр мог растягиваться на месяц; если я снимала серию, то редко на нее уходила вся пленка целиком. Я смотрела на других и видела, как люди “оттарабанивают” по 5 катушек за прогулку, как часто они делятся своими фотографиями в соц.сетях и никак не могла понять, что же со мной не так. Каждый раз, когда я пыталась сделать “так себе” кадр, внутренний голос кричал мне не сметь спускать затвор. Я дорожила этими 36 кадрами, как последними богатствами.
 Перво наперво я решила, что проблема кризиса именно в этом. Я мало снимаю, а значит результат получаю редко и меньше шансов получить что-то стоящее. Так же я полагала, что “не давая” себе сделать тот или иной кадр из-за собственных сомнений и излишних размышлений, я могла упустить шедевр (потому что слишком много думаю и вообще нужно почаще отключать голову, отдаваясь творческому потоку и т.д.). Наступив себе на горло всеми частями тела, я попробовала снимать даже тогда, когда мое внутреннее я разрывалась внутри с криками не делать этого. Я успокаивала себя: окей, это всего лишь кадр, будет легче, если он у меня просто будет и я скажу, что он никакой, чем потом буду гадать и рвать волосы. С одной стороны, теория хорошая. Ну зачем жалеть пространство на пленке, если потом могут начаться муки совести за не снятый кадр? Окей, снимаю раз, снимаю два, а потом уже того и гляди пленка закончилась. Никогда еще за мою практику мой внутренний голос не был побежден голосом разума. Никогда кадр, который я заранее видела, как никакой, не стал шедевром. Тут то я стала думать, почему раньше на пленках удавалось собрать три клевых кадра, а сейчас - 0? Ответ оказался проще, чем я ожидала: потому что когда не нравится, не снимаешь, а значит “проходных” кадров на пленке становится меньше. Единственное, в чем разница, это время. Снимая вдумчиво и “как тормоз”, могут пройти два месяца от зарядки пленки в камеру до ее проявки. Когда позволяешь себе снять ради того, чтобы просто снять, отбиваешь пленку за неделю и не удивительно, что ничего там для себя не находишь. Это важно принять. Растянув пленку на пол года, можно вообще столкнуться с тем, что каждый кадр (или хотя бы каждый второй) будут гениальными. На пустом месте мало что рождается. Искусство это тоже работа, ты работаешь со своим внутренним “резонатором”, который откликается или нет на все то, что происходит в мире. Совершенно не нужно доказывать себе то, что творчество можно додумать умом, предположить, что кадр получится, его можно только почувствовать, ухватиться за момент, услышать внутри себя отклик. Без всего этого - это просто пустой перевод пленки. Поэтому для начала я попыталась научить себя принимать ту скорость, с которой снимаю я. Зачем мне снимать как кто-то другой? Что с того, что большинство людей делает по-другому? Именно вдумчивое отношение ко всему, что я снимаю, помогло мне создать множество хороших картинок. И если это работало, то зачем мне изобретать что-то новое?
  Но тут проявляется и второй момент. Человеку, полностью погруженному в свое любимое дело, в творчество, хочется пребывать в нем всегда. Оно приносит радость, удовлетворение и невероятный эмоциональный подъем. Когда снимаешь раз в месяц, потому что выжидаешь нужного момента, ты невольно оказываешься опустошен без всех этих прекрасных эмоций.
 Я всегда испытываю муки от того, что не снимаю. Мало того, что меня мучает совесть, так еще я ощущаю банальную нехватку самого процесса, звука двигающейся внутри камеры пленки, спуска затвора. Отсюда начинается неразбериха. Вот, кажется, ты уже определился, что нужно снимать только тогда, когда чувствуешь момент, а с другой стороны, жить не можешь без самого процесса. Как тогда не тратить пленку и при этом не заполнять ее вымученными картинками?
 Этот вопрос долго не давал мне покоя. Об этом в следующей главе.
ПРОЩЕ - ЛУЧШЕ.
“Все гениальное - просто”. Сколько раз мы слышали эту фразу? Следующий мой “загон” связан именно с этим. Я пересмотрела свои фотографии, пересмотрела чужие, которые мне нравятся и меня осенило: “Я хочу снимать проще”. По факту, мне хотелось находить “свое” в простом, не мудрить с сюжетами, местами, а иметь возможность пойти в ближайший двор и именно там снять все, что мне нужно. Была даже какая-то поговорка, что хороший фотограф даже в чистом поле сможет что-то снять. Однажды услышав это на вступительных экзаменах в университет, эта фраза засела мне в голову. “Я должна уметь снимать “круто” везде и при любых условиях”, - твердил мне мозг.
 Я всегда очень трепетно относилась к месту съемки и тому, кого я снимаю. Не то, чтобы я привыкла делить людей на красивых или некрасивых. Просто существуют лица, которые я могу вписать в свое творчество и работать с ними, а есть - которые нет. Это совсем не значит, что я считаю таких людей некрасивыми или недостойными меня. Нет, просто мои задачи исходят от меня и моих личных предпочтений. Места - это отдельный разговор. Я вообще наиболее мощный заряд всегда получала именно от места, оно двигает и руководит моим съемочным процессом. Когда я только начала снимать, мест в Питере и Лен.Области для меня открылось масса - я практически никуда до этого не выбиралась, кроме центра, а тут узнала и про заброшенные усадьбы и про огромные красивейшие лесопарки. Всегда было куда поехать поснимать. Но когда я действительно уже много где побывала, для меня осталось совсем немного интересных мест. Я вообще перестала находить что-то, где я уже не была. Все казалось избитым и скучным. В какие-то места я возвращалась по 2-3 раза, но любое место имело для меня лимит.
  Проанализировав все это, я достаю из глубин своей памяти фразу про художника в поле и понимаю, что нужно все созданные самой же рамки отбросить и начать снимать: а) всех, б) везде, даже в городе. Во-первых, я понимаю, что раньше снимала больше именно людей, даже незнакомых. Я искала свой стиль поэтому мне всегда было необходимо практиковаться. Позже, когда все устаканилось, я стала делать это реже и вообще отказалась, фотографируя либо природу, либо себя, либо сама просила конкретных людей мне позировать. Во-вторых, это в любом случае практика и процесс. Говорят, что когда не знаешь что нарисовать - просто садись и рисуй. С фотографией я думала тоже так сработает, но тут оказалось множество но…
  С одной стороны - одни плюсы: развиваешься и регулярно снимаешь. Раньше, если меня просили пофотографировать, то очень часто я слышала вот такое: “А можно не за городом? Можно поближе к дому? Может у меня в подъезде или дома вообще? Но да, я очень хочу фотографии в твоем стиле”. Я запускаю ради съемок и эксперимента акцию, где говорю, что наконец открываю запись к себе на съемку и не ставлю никаких рамок. Это значит, что по сути я как раз таки готова снимать хоть у вас в ванной, хоть на сенном рынке. Не столь категорично конечно, но я стараюсь подыскать в городе места, где хоть как-то можно развернуться.
Так же частично отступаю от того, кого снимать: всем отвечаю, всех готова взять на съемку. Хочу научиться работать в любых условиях. При этом я сталкиваюсь с тем, что многие люди, которые пишут и просят меня их пофотографировать, даже не посмотрели моих работ. Красной лампочкой для них высветилась на экране монитора фраза “фотографирую дешево”, а все остальное отключилось. Меня, как художника со своим стилем, это же конечно начинает задевать, поэтому первым делом я спрашиваю, уверены ли они в том, что хотят фотографий именно от меня, предлагаю им зайти на мой сайт, посмотреть работы и объяснить, что дело не только в том, чтобы кого-то пофотографировать, а саморазвиваться. В 50 процентах случаев я слышу, что у меня очень специфический стиль и точно ли я буду прям вот точно так снимать, нельзя ли, чтобы побольше лица было видно? Конечно, таким людям я отказываю сразу, но остаются те, кто более или менее на такой эксперимент готовы.
  И вот я и моя внезапная модель оказываемся в центре в какой-нибудь парадной или дворе и я понимаю, что это все. Нет никакого вдохновения от места, которое меня не вдохновляет. Нет никакого вдохновения от человека, который мне не содействует, а уже просто ждет красивых фотографий. В такие моменты после ступора и внутреннего демона, который с хохотом ликует внутри меня и кричит, что кого ты обманываешь - это провал, я включаю голову и говорю себе, что я буду искать в предложенном свое и не буду сдаваться раньше времени. Из предложенных условий я постараюсь получить максимум.
Безусловно, такие эксперименты - хорошая практика, особенно именно во взаимоотношениях с людьми, которых снимаешь. Ты учишься работать в представленных условиях, учишься доносить свою идею до модели, учишься видеть красивое там, где на первый взгляд этого нет. А потом приходишь домой и понимаешь, какой ты дурак. Я действительно поняла суть не сразу. Я просто опять же вернулась к своим “уже сделанным” фотографиям и прокрутила в голове, как они были сделаны. В парке рядом с метро? Да, иногда да, иногда в углу собственной комнаты, но чаще всего хороший кадр не существовал без промокших ног, без ужасного ливня над головой, без часа в пути по грязи через болото, без обморожения всего тела и без чудовищной усталости от дороги. Я раньше всегда шутила, что все мои съемки связаны с какими-то страданиями как меня, так и модели. Ей , например, обычно холодно, неудобно. Мне, собственно тоже, при этом я стою коленями в луже и не чувствую пальцев рук, которые крутят кольцо фокусировки. Жалела ли я когда-нибудь об этом, когда видела хороший снимок в результате? Ни чуть. Более того, я даже не жалела, когда еще не видела результата. Ты всегда чувствуешь, как проходит твоя работа и съемка. Ты либо получаешь удовольствие от процесса и осознание того, что сделал все, что мог, либо мечешься, как в тупике, понимая, что все горит синим пламенем. Некоторые считают, будто мне очень нравится покидать теплый уютный дом, чтобы под дождем ехать в лес и там мочить ноги. Конечно, я, как и все, люблю комфорт, уют и прочие приятные вещи, но к тому же я люблю результат и я верю, что он не дается просто так. Я не говорю, что так должно быть у всех. Просто так сложилось у меня: кадр рождается через трудности, либо по магическому стечению обстоятельств. Но не просто так. Поэтому, я конечно была вынуждена признать, что и тут я ошиблась. Те “условия”, которые мне необходимы для съемки, играют огромную роль в результате. Именно эти “условия” сделали те или иные кадры очень хорошими. Какой смысл все упрощать? Какой смысл бояться обидеть кого-то, сказав, что вы мне не подходите для съемки или, что я снимаю только в том месте, которое предложу? Причем я всегда за инициативу: если мне предлагают клевый вариант, да еще и рядом с метро, остановкой или вообще в черте города, то я только за. Опять же я понимаю, что если бы я всегда все старалась упростить, не появился бы мой стиль, мои работы, я бы не была собой, как художник. Именно все эти лужи и промокшие ноги - моя плата Вселенной за радость от хорошего кадра. 
Это то, на что я бы прежде всего просила обращать внимание тех, кто хочет у меня пофотографироваться. Я никого не заставляю, на свете еще куча фотографов, которые сделают, как надо вам. Я делаю так, как чувствую, как я это вижу. Люди обращаются ко мне именно за тем стилем, который рождается так, как я привыкла это делать, а не как удобнее им. Это работает с любым фотографом, у каждого свое направление и видение. Цените свое и чужое время и учитесь доверять и принимать правила игры того, кому вы доверяете это. Это самый лучший путь к взаимопониманию. Я перестала бояться говорить “нет”, если я чувствую, что человек сопротивляется моей организации съемочного процесса и пытается создать свой. Нужно понимать, что не последнему человеку на земле вы говорите “нет”, вы лишь спасаете себя от нервотрепки и потраченного времени, а нужные вам люди всегда найдутся.
Представьте, что вы печете отличный хлеб, у вас есть своя лавка. Всем так нравится ваш продукт, потому что у него секретный рецепт: ингридиенты - необычные для места, где вы живете и их трудно достать. Конечно, есть люди, которым совершенно все равно, какой покупать хлеб и они берут первый попавшийся в магазине, кто-то не любит изюм, который вы туда добавляете, но все таки своя аудитория покупателей у вас есть. И вот одним прекрасным (а точнее, не очень) днем вы понимаете, что слишком затратно доставать все эти секретные ингридиенты, что пошлины на перевозку выросли, что если бы вы так “не выкаблучивались” с рецептом, то можно было бы производить в три раза больше выпечки! Вы решаете упростить рецептуру, начинаете печь намного больше хлеба, но вся ваша “изюминка” исчезает. К вам перестают заглядывать покупатели, потому что вкус вашей выпечки теперь не отличается от любой другой. Вы утратили то, что делало именно ВАС и ВАШ продукт.
Вернемся к вопросу о том, как же не снимать лишнего, но продолжать снимать регулярно? Проанализируйте то, что давало результат раньше и продолжайте снимать в этом же направлении, только чаще. Не нужно стараться "упростить" или подстроить процесс, нужно взять за основу то, что уже наработано и развивать это, не откидывая прочь. В моем случае это означало начать снова искать новые места и просить интересных мне людей позировать. Это не гарантирует сто процентный результат, но это условия, которые уже зарекомендовали себя.
СИНДРОМ ОТЛИЧНИЦЫ.
  Есть одна действительно очень важная вещь, которую нужно принять - “невозможно нравиться всем”. Как только вы вдруг понимаете, что всем угодить нельзя, вы начинаете спокойно жить, как художник.
   Когда обо мне начали писать зарубежные блоги, я никак не могла понять, как кому-то могут не нравиться мои фотографии - вон же, обо мне пишут! Любое “неприятие” моего творчества вызывало негодование. Как же так? Они вообще могут себе представить, сколько сил я потратила, чтобы сделать этот кадр, чтобы притащиться в эту глушь, чтобы получить такой результат на пленке? Со временем я, наконец, приняла для себя великую мудрость: невозможно и не нужно быть примером для всех и у всех вызывать восторг. Однажды мой знакомый сказал важную вещь: “Не важно, что люди говорят. Нравится им твое творчество или нет.  Главное то, что ты делаешь что-то свое, идешь по этому пути и развиваешься. Вот это многого стоит”. Действительно, желание угодить всем - бешеная нервотрепка. Сейчас я хорошо понимаю, что мой стиль он просто "мой", фотографии, возможно, не подойдут на все музыкальные обложки мира и даже вряд ли многие из моих друзей повесят их у себя на стене. И это  НОРМАЛЬНО. Я освободила себя от огромного бесполезного груза ответственности перед всем человечеством. Самое главное - это не изменять себе, делать то, что идет изнутри тебя и не стыдиться этого. Такие вещи буду вызывать только уважение.
Еще одним непростым моментом было то, как трактуют мое творчество зрители. Мне всегда было сложно выразить это словами, именно поэтому я и фотографирую - в этом и есть все мое объяснение. Я не стараюсь создать какой-то стиль, подражать чему-то, я просто снимаю то, что мне нравится. Но параллельно я вижу, как то, что я делаю, связывают с оккультной фотографией, с лесными ведьмами и темными магическими силами. Верите нет, я никогда не думаю об этом, когда снимаю. Я снимаю девушек не потому, что они на снимках выступают в образе ворожей, а пейзаж вокруг - отголоски язычества и ритуальности. Я нахожу природный пейзаж более интересным, чем тротуары улиц, а девушек просто как-то легче фотографировать, они более пластичны и я всегда примерно представляю, во что их одеть, в отличие от мальчиков. Я не подражаю каким-то образам-символам и не ставлю целью увести зрителя к оккультным и мистическим началам, например. Я в один момент действительно испугалась, что снимаю только девушек в лесу и меня это достало. Я сознательно избегала таких съемок, вообще перестала снимать, пока не подумала, что ведь моей целью не является именно снять девушку в лесу. Для меня это лишь один из вариантов заглянуть куда-то глубже, например, рассказать о Вселенной внутри человека и о его связи с природой, о том, что все есть одно и т.д. Именно поэтому так же важно было перестать бояться навязываемых "клише".
НЕМНОГО ВЫВОДОВ.
Из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что приняв решение "что-то изменить" в своем творчестве, я пришла к выводу ничего не менять. Какой тогда смысл?
На самом деле суть не в том, чтобы перестать обращать внимание на критику, на отклики зрителей и вообще не развивать свой съемочный процесс. Это все крайне важно. Но любой кризис можно разрешить кардинально изменив вектор своей работы, либо путем хорошего анализа, исключая фрустрацию и недовольство собой. Иногда действительно небоходимо дать себе отдохнуть от фотографии, отложить камеру и перестать постоянно думать, что и как снять. Это освежает взгляд. Но прежде всего не нужно бояться быть тем, кто ты есть.


You Might Also Like

0 коммент.

Flickr

create with flickr badge.

Обратная связь

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

Subscribe