Вымачивание пленки

08:28

Раз у нас с вами получился образовательный кружок, то самое время рассказать о том, о чем меня чаще всего спрашивают, а именно об "эффектах" на пленке. В английском языке есть хороший термин "soaking", но эквивалента в русском я подобрать не могу, так что буду использовать слово "воздействие" и такие производные, как "эффекты", "разводы", "дефекты". 
Хочу сразу предупредить, что я не даю готовых рецептов и не обещаю вам "точного" результата - вы все пробуете на свой страх и риск, прекрасно понимая, что можете уничтожить пленку) Мне удалось не испортить ни первую свою катушку, подвергшуюся эксперименту, ни вторую, ни даже пятую, но я успешно угробила какую-нибудь там десятую и одиннадцатую. Это я все к тому, что если вы сами экспериментируете с ингридиентами и временем, то потерпеть полное фиаско - здесь совершенно нормально. 

Что же это вообще такое? Проще говоря, различным воздействием на пленку, мы изменяем ее химическую структуру и состав. Это может привести к изменению цветовой палитры, структуры, появлению разводов, трещин, пятен и любых других "визуальных" вкроплений в ваше изображение. 
Воздействуют чаще всего либо жидкостью, либо температурой. Так же работают и с излучениями (как рентген, так и микроволновая печь). Все это возможно благодаря тому, что пленка - живая структура, поддающаяся трансформации. 

ТЕМПЕРАТУРА: 
Многие из вас знают, что чтобы сохранить все замечательные свойства пленки, ее характеристики и светочувствительность, ее нужно хранить в холодильнике. Таким образом замедляется процесс ее старения. Отсюда вывод - если мы будем воздействовать на пленку температурой и будем ее увеличивать, то ее характеристики "поползут" и начнут изменятся. Больше всего это влияет на цвета в тенях, в белом и на общий тон изображения. Пленка может начать желтить, синить, зеленить и впадать в те или иные крайности. 
Самый простой способ - положите катушку на батарею. Конечно, если вы оставите ее там на час, то особых изменений не увидите. Держите столько, насколько хватит терпения. Можно даже месяц. Такое воздействие довольно щадящее, поэтому здесь можно смело не торопиться. 

Прибегая к другим методам нагрева, вы скорее рискуете раскалить и расплавить катушку, так что не переусердствуйте. 
Нагрев в жидкости или кипящая вода - мой любимый способ. На пленке появятся разводы со своим цветом и оттенком, что существенно расширит цветовую палитру снимка, плюс у вас не появится разъеденых пятен, точек и других нездоровых культур. Но как и везде, здесь важна мера. Возможно, если вы будете варить пленку 10 часов, то скорее получите суп. Начните с малого, держите меньше минуты. Если результат окажется нормальным, то постепенно можно и увеличить время. 

ЖИДКОСТИ:
Сразу скажу, что приведу наиболее часто используемые для этого дела ингредиенты. Имеется ввиду то, во что мы можем поместить катушку или что развести с водой. Их, конечно же, все можно между собой мешать, изменять пропорции, время - здесь ваша фантазия не ограничена. 
Чаще всего используют лимонный сок, соду, стиральный порошок, уксус, жидкость для мытья посуды (и др.), алкоголь (вино/пиво), соль, чай. Мои прошлогодние записи поведали мне, что я умудрялась вымачивать в плесени и в воде с имбирем. 
Все, что относится или имеет в составе кислоту или щелочь - будет разъедать пленку, но с разной скоростью. Поэтому время здесь играет большую роль. Как и пропорции: есть разница между тем, чтобы продержать пленку в стакане с уксусом или в стакане с водой и чайной ложкой уксуса. 
До часа держать во всем вышеперечисленном можно практически смело, дальше - решайте сами. Хороший способ это погрузить предварительно в раствор пленку не полностью, а только кончик. Так вы сможете по ходу времени наблюдать, насколько погруженная в раствор эмульсия начнет отличаться от «нормальной». Если видите, что она заметно светлеет (учитывайте еще тот факт, что мокрая эмульсия выглядит темнее), то дело плохо: границу этого времени уже лучше не пересекать. 
Многие пробуют кофе, но здесь нужно быть вообще тысячу раз осторожным, так как все мы прекрасно знаем, что пленку можно проявлять с помощью кофе (как, собственно, и в вине), а значит передержав, вы просто достанете пустую подложку без эмульсии. На нее, конечно, уже ничего не снять, зато можно нарезать и сделать закладочки или фильм-пикеры для ускочивших в глубину катушки пленок. 
Есть такое замечательное место, где многие фотографы уже все попробовали за вас, расписали рецептуру, время и показали результат - сиди выбирай не хочу! Конечно, зависит еще от того, какая у вас пленка, но не столь существенно. Ловите http://www.lomography.com/magazine/tipster(http://www.lomography.com/search?query=soaking)

САМЫЙ НАСУЩНЫЙ ВОПРОС: издеваться над пленкой ДО съемки или ПОСЛЕ? 
Ну что-ж, если вы страшно переживаете за уже отснятые кадры и дорожите ими больше жизни, то любое воздействие на пленку лучше проводить ДО съемки. По крайней мере, перед тем, как вставить катушку в камеру, вы, вытащив кончик пленки, сможете убедиться, что эмульсия на месте, а значит можно снимать. 
Главное, это ХОРОШО ВЫСУШИТЬ ПЛЕНКУ. Это ОЧЕНЬ ВАЖНО для любого юного путешественника в мир пленочной алхимии. Мокрая пленка будет плохо двигаться в фильмовом канале, вы рискуете ее порвать, да и к тому же, нанести вред камере. Если у вас нет терпения, то способ явно не для вас. Пленка в идеале должна сохнуть месяц (ну ладно, не меньше 2ух недель) в теплом месте (лучше всего на солнышке). Ускорить процесс вам поможет старый добрый спасатель всего, что непреднамеренно упало в воду (вплоть до телефона) - рис. Он отлично впитывает воду и на первых порах впитает из вашей катушки большую часть жидкости. Итак, после воздействия на пленку какой-либо жидкостью, промываете ее в воде, суете в пакет с рисом (или просто засыпаете в емкость), кладете рядом с батареей и забываете. Когда долгие дни ожидания подойдут к концу, можно предварительно зайти в темную комнату, вытащить за кончик всю пленку наружу, тем самым избавившись от склеек, да и вообще убедиться, что она просохла. 
Нетерпеливые ребята используют тьму и фен: пленку достаем из катушки (вытягиваем за кончик), включаем фен и сушим. Такой способ хорош, но вы рискуете навлечь на свою пленку огромное кол-во пыли. Плюс, размокшую пленку легче всего поцарапать, вынимая из катушки.

«Обрабатывать» пленку ПОСЛЕ съемки тоже можно. На самом деле, особой разницы нет: я пробовала оба варианта, но здесь играет роль только то, что вы можете все свои труды угробить. Плюсы же в том, что пленка, подвергшаяся обработке, не столь плавно движется в камере, может немного застревать, а значит вызывать трудности при съемке. Если вы уверены в своем рецепте, то можно спокойно снимать на нетронутую пленку с плавным ходом в камере, а потом уже применить к ней различные манипуляции. 
Обратите внимание, что сдавать пленку в проявку нужно тоже обязательно ВЫСУШЕННУЮ! В противном случае получите уже знакомый набор несчастий, вроде порванной пленки, размазанной эмульсии, да и к тому же вас сильно наругают те, кто ее будет проявлять. 

Если начнете пробовать с чего-то одного, записывать результат и дозировку, то в будущем уже совершенно спокойно сможете заниматься этим делом, смешивать разные растворы и примерно представлять, чего ожидать. Используйте вашу фантазию! Вот вам для вдохновения удивительная статья про фотографа Бриджет Блум - вы несомненно будете удивлены, как и в чем она вымачивает пленку. Результат просто фантастический:
http://www.lomography.com/magazine/284615-brigette-bl...

You Might Also Like

0 коммент.

Flickr

create with flickr badge.

Обратная связь

Имя

Электронная почта *

Сообщение *

Subscribe